Борис Данилов, Генеральный Директор Лихославльского радиаторного завода, Лихославль (Тверская область)
- Как заставить рабочих соблюдать стандарты и участвовать в формировании производственной культуры
Да, формирование производственной культуры – это длительный и тяжелый процесс, но, когда через полгода или год Вы увидите, как изменились люди на производстве, Вы поймете, что с ними можно развивать бизнес гораздо быстрее и легче.
Самое сложное, с чем мне приходится сталкиваться ежедневно, – это непонимание, неумение и нежелание персонала участвовать в формировании производственной культуры, соблюдать стандарты и выполнять обязанности, не связанные с основной работой, например такие, как обслуживание оборудования и инструмента.
Причем это проблема не только рабочих, но и младшего управленческого звена. Приходится ломать стереотипы. Вот что помогает мне сдвинуть дело с мертвой точки.
1. Требую соблюдения стандартов. Я ежедневно, ежечасно, ежеминутно требую исполнения установленных правил от всех: от операторов, мастеров, руководителей различных уровней, своих заместителей. Сотрудники должны понимать, что соблюдение правил – неотъемлемая часть формирования производственной культуры, она должна войти в привычку, как ежедневное бритье или чистка зубов.
2. Устраиваю «показательные выступления». Когда вижу, что работа не выполнена или нарушен регламент, организую «мастер-классы». Останавливаю работу, вызываю своего заместителя по производству, начальника участка, мастера, линейных руководителей. И заставляю их при мне выполнить установленный стандарт. Никакие оправдания (срочность, неотложность каких-либо дел) не должны заставить Вас отменить регламент.
Аргументируйте это тем, что неожиданная поломка оборудования из-за несвоевременного обслуживания обойдется дороже, чем не вовремя выполненный заказ. Понимание того, что соблюдение регламентов обязательно, придет постепенно.
Следующая ступень – привыкание рабочего действовать по стандарту. А чтобы сотрудник сам убедился в полезности правил и участвовал в их разработке, по моему опыту, нужно около года Вашего неустанного труда.
3. Не ищу худших, а награждаю лучших. Я не сторонник наказаний и увольнений. А вот дополнительно стимулировать сотрудника я готов. Правда, поощрять нужно лишь за сделанную работу.
Я неоднократно видел, как мои коллеги заранее выпускают приказ: за разработку и внедрение стандарта или регламента будет выплачена премия. Это тупиковый путь: людям становится неважно, что внедрено и зачем, главное, как это показать руководству. Поощрение должно быть приятной неожиданностью.
Например, проходя мимо сотрудника, у которого были проблемы с обслуживанием, Вы видите, что он соблюдает стандарт не для Вас, а для себя, то есть в его работе произошли качественные изменения. Вот это заслуживает поощрения. Когда я сталкиваюсь с подобным, отдаю распоряжение – и через час приказ о поощрении рабочего или всего участка висит на заводской доске объявлений. Сразу выплачиваем премию либо выдаем грамоту.
4. Если сотрудник не подчиняется, выясняю причину. Если у рабочего хватает мужества сопротивляться Вашим указаниям, то представляете, сколько у него будет энергии, когда Вы сумеете его перековать!
Для начала узнайте причину его нелояльности. В моей практике был случай: сотрудник упорно сопротивлялся установленным правилам. Оказалось, что таким образом он протестует против того, что ему досталось старое оборудование. Когда мы поставили его за новый станок, все наладилось.